Версия для слабовидящих

Аттестация

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 г. № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999
Источники информации:
КонсультантПлюс
Министерство образования и науки РФ

 

Положение о порядке аттестации руководящих работников муниципальных образовательных учреждений Мытищинского муниципального района

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

I. Общие положения

1. Настоящий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Положение) определяет правила проведения аттестации педагогических работников* государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно - педагогические работники, образовательные учреждения, образовательные программы)**.

2. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

3. Основными задачами аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности и качества педагогического труда;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

4. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы


5. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений - аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся (далее - федеральные органы исполнительной власти).

6. Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель).

7. Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.

8. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.

9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.

10. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

11. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

12. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.

13. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.

В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.

14. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.

15. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации***.

Аттестационный лист, выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.

16. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности


17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).

18. Аттестации не подлежат:

  • педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

19. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее - представление).

20. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.

21. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.

22. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.

23. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности (указывается должность работника)
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

24. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации***. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации***).

IV. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)


25. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника.

Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.

26. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.

27. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

28. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.

29. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  • владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.


31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  • имеют установленную первую квалификационную категорию;
  • владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

32. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

33. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

34. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.

___
* К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11731. "Российская газета", 2008, N 113).

** Аттестация работников, занимающих должности научно-педагогических работников проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа 2009 г. N 284 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2009 г., регистрационный N 14772, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 40, 5 октября 2009 г.).

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604, ст. 3732; N 30, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717.




Разъяснения
Образцы заявлений и аттестационных листов


3. Методическое сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников

 

Аттестация руководящих работников ОУ городского округа Мытищи проводится окружной аттестационной комиссией в соответствии с разработанной нормативно – правовой базой  по аттестации руководящих работников,  а именно, в соответствии с: 

1. Постановлением Администрации Мытищинского муниципального района Московской области от 18.09.2014 г. № 2586 «Об аттестации руководящих работников образовательных учреждений Мытищинского муниципального района»;

2. Постановлением Администрации Мытищинского муниципального района Московской области от 17.09.2015 г. № 2339 «О внесении изменений в постановление Администрации Мытищинского муниципального района «Об аттестации руководящих работников образовательных учреждений Мытищинского муниципального района»;

3. Экспертным заключением для руководящих работников.

За период 2015-2016 учебного года аттестовались 69 руководящих работников ОУ. В том числе:

-  на высшую квалификационную категорию было подано 25 заявлений;

- на первую квалификационную категорию   было подано  44  заявления.

Отзывов не было.

По образовательным учреждениям района количество аттестуемых руководящих работников распределилось следующим образом:

Категория СОШ МБУ ДО

ДОУ +

МБУ ЦППМС

(аттестован как работник ДОУ)

Всего:
Высшая 15 1 9 25
Первая 27 2 15 44
Всего: 42 3 24 69

 

Среди  руководящих работников, аттестованных в 2015-2016 учебном году, прошли аттестацию:

 

Категория работников

Высшая

категория

Первая

категория

директора ОУ (в том числе частные ОУ) 4 2
заместители директоров ОУ 11 23
заведующие ДОУ 6 6
заместители заведующих ДОУ 3 9
директора образовательных учреждений дополнительного образования   1
заместители директоров образовательных учреждений дополнительного образования 1 1
руководители структурных подразделений ОУ   2
ИТОГО 25 44

 

ИТОГИ АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ

2015-2016 учебный год

 

Категория руководящих работников

Аттестуются впервые на 1 кв. категорию

Подтверждение

1 кв. категории

Аттестуются  с повышением кв. категории (1 кв. категория ---  высшая кв. категория) Подтверждают высшую кв. категорию
Директора 3 0 3 1
Заместители директоров 21 3 8 4

Руководители

структурных подразделений

2      
Заведующие ДОУ 5 1 1 5
Заместители заведующих ДОУ 9 0 1 2
ИТОГО СОШ (в том числе частные ОУ) + МБУ ДО 26 3 11 5
ИТОГО ДОУ + 1 чел. МБУ ЦППМС 14 1 2 7
ВСЕГО 40 4 13 12

 

Все аттестуемые проходили процедуру аттестации в соответствии с требованиями: делали полный анализ своей деятельности, к ним выходили экспертные группы, результаты  анализа их деятельности заносились в  протокол экспертного заключения.

 

Рекомендации:

  1. Работу по аттестации руководящих работников ОУ в 2016-2017 учебном году проводить в соответствии с перспективным планированием по аттестации.

 

 

В  2015-2016 учебном  году  аттестация педагогических работников проводилась в соответствии с существующими нормативно-правовыми документами Министерства образования РФ и Московской области.

По этой форме педагогические  работники  округа аттестуются уже пятый год. При существующем Порядке аттестации, особое внимание уделялось аналитической деятельности педагогов, их профессиональному росту. Педагогические работники заполняли приложения к экспертному заключению, которые на протяжении каждого года видоизменялись. В городском округе Мытищи с каждым годом подготовка к экспертизе педагогических работников качественно улучшается. Учителя стали анализировать свою деятельность на достаточно высоком уровне,  представляя знания и применение новых методик, технологий.  Хорошие результаты показывают педагогические работники по следующим параметрам:

  • динамика результативности учебно-воспитательного процесса;
  • результаты внеурочной деятельности;
  • курсовая подготовка;
  • здоровьесберегающие технологии;

Особых трудностей у аттестуемых педагогов не было. Были ошибки при заполнении приложений к экспертным заключениям у учителей начальных классов и информатики. В основном это ошибки по заполнению экспертных заключений и определении баллов за второе профессиональное образование, за переподготовку, за курсовую подготовку. Все эти вопросы по исправлению ошибок решались на окружном уровне и в Центре аттестации. Ошибок и замечаний по заполнению и проведению экспертизы не было.   Эксперты нашего городского округа также не имели замечаний по итогам своей деятельности. В группу экспертов по аттестации педагогических работников вошло 158 педагогов образовательных учреждений городского округа Мытищи из ОУ №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, Марфинской СОШ, МБУ ДЮЦ «Солнечный круг»,  ЦППМС «Мытищинский», «Начальной школы-детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, МШМВ и из ДОУ №№ 8,10,11,12,17,18,19,20,21,27,29,42, 47,51,57,58 ,60,61, 62,66,866. Из  них  3  являлись председателями экспертных групп, это:

  1. Сеген Елена Сергеевна (МБОУ СОШ № 24) председатель экспертной группы по аттестации педагогов-организаторов;
  2. Киселёва Надежда Станиславовна (МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Мытищинский»);
  3. Крейтина Елена Сергеевна, председатель экспертной группы по аттестации музыкальных руководителей (МБДОУ №10).

Педагогические работники нашего округа в этом учебном году проходили аттестацию на соответствие занимаемой должности. ( в прошлом году на соответствие аттестации не было).   В округе ведётся большая разъяснительная работа по применению существующего Порядка  аттестации и по изменениям, происходящим в приложениях к экспертным заключениям, в процедуре экспертизы. Изменения в экспертных заключениях  происходят постоянно и находятся на сайте АСОУ в свободном доступе. С этими изменениями учебно-методический центр регулярно знакомил руководителей РМО и учителей-экспертов по аттестации педагогических работников.    Школьные координаторы в течение учебного года получили через учебно-методический центр материалы с семинаров (3), вебинаров (5) АСОУ в виде презентаций. Школьным координаторам была предоставлена возможность приобрести через АСОУ вновь вышедшие документы по аттестации педагогических работников: Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов авт. Долгоаршинных Н.В.; методическое пособие «Нормативные акты и процедура экспертизы профессиональной деятельности» авт. Долгоаршинных Н.В. и Семёнова И.И и методическое пособие «Экспертиза профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации требований ФГОС» авт. Долгоаршинных Н.В.

Руководителями ОМО было проведено 16 семинаров для учителей всех предметов. В течение учебного года оказывались индивидуальные консультации по оформлению документов на аттестацию, по процедуре экспертизы со школьными координаторами и с аттестуемыми педагогическими работниками. Проводилась серьёзная работа по координации действий экспертов всех территорий:  158 экспертов посетили семинары в своём районе и в других  10 территориях (Звёздный городок, Ивантеевка, Королёв, Красноармейск, Лосино-Петровский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Фрязино, Щелковский, Юбилейный).  В сентябре и октябре 2016 были проведены совещания для школьных координаторов, занимающихся аттестацией по теме «Методическое сопровождение аттестации».

За весь 2015-2016 учебный год прошли аттестацию (включая соответствие) 358 педагогических работников (в прошлом году - 310) педагогических работника, в том числе из общеобразовательных учреждений – 334 педагогических работников  и   24  из учреждений дополнительного образования (включая соответствие).

  2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год

2014-2015 уч.год

 

2015-2016 уч. год
Категория ОУ ДОД ИТОГО ОУ ДОД ИТОГО ОУ ДОД ИТОГО ОУ ДОД ИТОГО
Высшая 55 14 69 97 6 103 82 3 85 120 6 126
Первая 83 3 86 141 14 155 123 6 129 122 16 138
соответствие 51 0 51 0 0 0 93 3 96 112 2 114
Всего 189 17 206 238 20 258 298 12 310 334 24 358

       

В этом учебном году на первую и высшую квалификационные категории аттестовано на 39 педагогических работников больше, чем в прошлом (в прошлом – 205, в этом – 244). На соответствие в этом учебном году аттестовались 114 педагогических работников.

Общее число аттестованных на первую и высшую квалификационные категории работников увеличилось на 19 %. В 2014-2015 учебном году увеличение по сравнению с прошлым годом было 8%.

Общее количество педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории не изменилось, так как выросло общее количество педагогических работников и увеличилось число учителей без категории. 31.12.2015 закончилось действие второй квалификационной категории.  В этом году 4 учителя, имеющих когда-то высшую категорию,  воспользовались правом аттестоваться на высшую квалификационную категорию, несмотря на то, что на момент аттестации у них не было действующей первой квалификационной категории.

 

Количество педагогических работников, имеющих категории в процентах:

 

категория/ учебный год 2011-2012 уч. год 2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год
высшая 29 26 30 30 30
первая 22 25 29,5 34 35
вторая 20,2 14 7 4 0
соответствие 10 11 7,5 13 18
без категории 18,8 24 26 19 17

 

 

Количество педагогических работников, имеющих категории в процентах, в сравнении за пять учебных лет

 

1 1

 

Важно, что показатель педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные  категории, постоянно растёт.  Все 244  педагогических работника успешно прошли аттестацию, то есть педагогические работники научились заранее анализировать и оценивать свою  деятельность, грамотно заполнять документы. Значительно сократилось время проведения самой процедуры экспертизы.

 За этот учебный год было всего 4 отзыва из ОУ (1, 12, 28, 31)  (причины: 1 по болезни, 3 по семейным обстоятельствам).

12% аттестованных педагогических работников на первую квалификационную категорию набрали количество баллов, соответствующее высшей квалификационной категории. В этом году не было  случаев затруднений в  описании технологий, методик и в описании распространения своего педагогического опыта.  

ОУ  №12 и № 5 повысили процент педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории соответственно на 11%  и 9%.  ОУ № 3 увеличила процент учителей с категорией на 6%, ОУ № 31 увеличила процент учителей с категорией на 4%, ОУ № 27 и № 10 увеличили этот процент на 3, а ОУ № 14 на 2%.

Значительно снизился  показатель в ОУ № 7 на 17% (с 24% до 7%,то есть фактически 1 учитель имеет первую категорию, высшей нет) и в ОУ № 4 на 15% (с77% до 62%). В ОУ № 9 снизился на 4%, в ОУ № 25 и 28 на 3%, в ОУ № 24, 6,8 на 2%.

И всё-таки, несмотря на то, что общее количество аттестованных на категории увеличилось, в процентном соотношении среднее  количество учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории уменьшилось на 1%. 

Таким образом, количество педагогических работников, имеющих категорию  по образовательным учреждениям, распределилось следующим образом:

 

 

Общеобразовательные учреждения

 

ОУ

2011-2012 учебный год

в %

2012-2013 учебный год

в %

2013-2014 учебный год

в %

2014-2015 учебный год

в %

2015-2016 учебный год

в %

№ 3 64 63 63 65 71
№ 4 62 62 68 77 77
№ 5 47 44 48 53 64
№ 6 60 64 74 65 63
№ 7 49 31 25 24 6
№ 8 62 63 68 61 59
№ 9 37 48 75 68 67
№ 10 52 51 57 57 65
№ 12 51 37,5 48 43 54
№ 14 52 52 54 63 65
№ 24 56 56 69 60 58
№ 25 74 52 50 59 56
№ 26 48 52 55 53 53
№ 27 62 48 57 62 65
№ 28 52 50 69 73 70
№ 31 36 22 33 40 44
Средний % 54% 50% 57% 58% 57%

 

 

2 1

 

Общеобразовательные учреждения повышенного статуса 

В общеобразовательных учреждениях повышенного статуса увеличилось количество педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории на 8% по сравнению с прошлым годом (с 63% до 71%). Только в  лицее № 23 этот показатель на 1% снизился.

 

ОУ

2011-2012 учебный год

в %

2012-2013 учебный год

в %

2013-2014 учебный год

в %

2014-2015 учебный год

в %

2015-2016 учебный год

в %

№ 1 62 60 69 60 67
№ 2 49 47 60 59 72
№ 15 61 54 77 82 89
№ 16 57 58 66 54 62
№ 17 58 70 65 61 78
№  23 48 47 51 59 58
средний показатель 55,8% 56% 65% 63% 71%

 

3 1

 

Сельские общеобразовательные учреждения

 

В сельских школах уровень педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории за пятилетний промежуток времени постоянно повышается. (за 5 лет повышение на 16%). В этом учебном году понижение процента высшей и первой квалификационной категории произошло только  в МБОУ СОШ № 29.

 

ОУ 2011-2012 учебный год в % 2012-2013 учебный год в % 2013-2014 учебный год в % 2014-2015 учебный год в % 2015-2016 учебный год в %
№ 19 54 56 64 59 67
№ 22 34 35 40 58 57
№ 29 61 74 69 71 64
№ 30 Федоскино 60 60 85 60 60
Марфино 47 41 52 55 66
Поведники 5 37 29 38 45
средний показатель 44% 50% 56,5% 57% 60%

 

4 1

 Общеобразовательные учреждения социальной направленности

 

В школах социальной направленности процент педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории повысился на 4 %.

ОУ 2011-2012 учебный год в % 2012-2013 учебный год в % 2013-2014 учебный год в % 2014-2015 учебный год в % 2015-2016 учебный год в %
МБСКОУ 8 вида 51 41 43 44 40
МБСОУ 35 35 43 46 52
МШМВ 53 47 48 48 51
средний показатель 46% 41% 45% 46% 48%

 

 

5 1

Учреждения дополнительного образования

 

В учреждениях дополнительного образования процент педагогических работников, имеющих высшую и первую категорию увеличился на 7 %.

ОУ

2011-2012 учебный

год в %

2012-2013 учебный

год в %

2013-2014 учебный год в % 2014-2015 учебный год в %

2015-2016 учебный

 год в %

ДЮЦ СЮТ 23 23 33 35 40
ДЮЦ «Турист» 23 23 45 50 66
ДЮЦ «Солнечный круг» 67 67 73 73 73
средний показатель 38 38 50 53 60

 

 

 

6 1

В целом, в образовательных учреждениях различной статусности за учебный год произошло увеличение педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категорию.

Это говорит о том, что педагогические работники владеют знаниями по методике аттестации, успешно повышают свою квалификацию, владеют современными образовательными технологиями, ориентируются в новых требованиях к процессу образования.

В планирование деятельности на следующий учебный год необходимо внести следующие пункты:

  1. продолжить работу по ознакомлению педагогов и экспертов с изменениями в процедуре аттестации и экспертизы.  (Приказ Минобразования РФ от 07.04.2014  № 276).
  2.  осуществлять методическое сопровождение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в образовательных учреждениях.
  3. рекомендовать образовательным учреждениям продолжить работу по созданию условий и организовать аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой должности.
  4. спланировать выходы в ОУ с целью оказания методической помощи по аттестации на категории и соответствие.
  5. Спланировать работу по изучению профстандарта педагогических работников, который вводится с  января 2017 года.

В соответствии с планом работы на 2015 – 2016  учебный год в дошкольных образовательных организациях осуществлялся прием документов на аттестацию педагогических и руководящих работников, составление графика аттестации руководящих работников дошкольных образовательных учреждений, формирование списков педагогических работников ДОУ  для проведения экспертизы педагогической деятельности,  консультирование координаторов дошкольных образовательных  учреждений по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников. Всего было проведено 67 индивидуальных консультаций координаторов дошкольных образовательных  учреждений.

  • разработан План работы комиссии;
  • приняты и рассмотрены заявления и представления на  руководителей дошкольных образовательных  учреждений  на первую и высшую квалификационные категории;
  • составлены списки аттестуемых;
  • определён график выхода  экспертных групп в дошкольные учреждения;
  • график работы аттестационной комиссии;

В 2015 - 2016 учебном году было аттестовано 393 педагогических работника и руководителя, из них на высшую квалификационную категорию было аттестовано 87 педагогических работников и 9 руководителей. Среди руководителей 6 заведующих (ДОУ №№ 20, 28, 42, 59, 62, 69, «Елиса») и 3 заместителя заведующих по воспитательно-методической работе (ДОУ №№ 58, 60. ЦППР и К).

На первую категорию было аттестовано 238 педагогических работников и 15 руководителей. Заведующие дошкольных учреждений: ДОУ №№ 41, 45, 51, 63, 71 и заместители по воспитательно-методической работе ДОУ №№ 9, 12, 27, 45, 68, 69, 70, 71, 72.

Всего за истекший период было аттестовано  23 руководителя

 

руководители высшая первая
заведующие 6 6
зам. заведующих 3 9

 

Всего за истекший период было аттестовано педагогов

 

должность высшая первая соответствие всего
воспитатель 54 196 35 285
музык. руков. 9 8 1 18
инстр. по ФИЗО 10 12 4 26
учитель-логопед, дефектолог 11 15 2 28
педагог-психолог 3 7 2 13
всего 87 238 44 363

 

В 2015-2016 учебном году было аттестовано 363 педагога, из них на высшую квалификационную категорию  87 человек, на первую –  238 человек, обязательную аттестацию прошли 44 педагогa.

 

Сведения о квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений  в 2015-2016 учебном году

 

должность высшая первая соответст б/к всего
воспитатель 153/16% 428/46% 87/9% 272/29% 940
музык. руков. 30/38% 28/36% 2/3% 18/23% 78
инстр. по ФИЗО 17/31% 15/28% 2/4% 20/37% 54
учитель-логопед, дефектолог 40/39% 45/44% 2/2% 15/15% 102
педагог-психолог 11/26% 14/32% 2/5% 16/37% 43

Всего

 

290/22% 575/44% 95/7% 356/27% 1316

 

Количество аттестованных педагогов за 2011-15 учебные года

 

год категория
высшая первая соответсвие
2011-2012 36 39 2
2012-2013 43 91 32
2013-2014 54 115 6
2014-2015 55 161 6
2015-2016 87 238 45

 

7 1

В целом отмечается тенденция к увеличению общего количества аттестованных педагогических работников. Во многом это зависит оттого, что  у педагогов есть возможность объективно оценить свои профессиональные достижения и возможности, проанализировав свою деятельность с помощью экспертного заключения.

Увеличение количества аттестуемых педагогов зависит также от увеличения общего числа педагогов в результате открытия новых дошкольных образовательных учреждений.

 

Сравнительный анализ количества аттестованных педагогов по видам дошкольных учреждений в 2015-2016 учебном году

 

Вид ДОУ категория
высшая первая соответствие
ЦРР 42 (48%) 79 (33%) 29 (66%)
комбинированные 15(18%) 75 (32%) 5 (12%)
общеразвивающие 5 (6%) 31(13%) 2 (5%)
компенсирующие 0 8 (3%) 3 (7%)
детские сады 25 (28%) 45 (19%) 4 (10%)

 

8 1

В целом отмечается тенденция к увеличению общего количества аттестованных педагогических работников. Во многом это зависит оттого, что  у педагогов есть возможность объективно оценить свои профессиональные достижения и возможности, проанализировав свою деятельность с помощью экспертного заключения.

Увеличение количества аттестуемых педагогов зависит также от увеличения общего числа педагогов в результате открытия новых дошкольных образовательных учреждений.

 

Сравнительный анализ количества аттестованных педагогов по видам дошкольных учреждений в 2015-2016 учебном году

 

Вид ДОУ категория
высшая первая соответствие
ЦРР 42 (48%) 79 (33%) 29 (66%)
комбинированные 15(18%) 75 (32%) 5 (12%)
общеразвивающие 5 (6%) 31(13%) 2 (5%)
компенсирующие 0 8 (3%) 3 (7%)
детские сады 25 (28%) 45 (19%) 4 (10%)

 9 1

 

Из представленной таблицы и графика можно сделать вывод, что педагогические работники центров развития ребенка в этом учебном году гораздо активнее выходили на экспертизу и аттестацию.  В тоже время необходимо отметить высокую ответственность заместителей заведующих, организующих процесс аттестации педагогических работников: от качества их работы зависит своевременное планирование и подача заявлений от сотрудников, оказание помощи в грамотном оформлении экспертных заключений и приложений в процессе экспертизы, а также четкое, профессиональное и доброжелательное взаимодействие с экспертами в процессе самой экспертизы.

 

Сравнительный анализ аттестованных педагогов в сельских и городских дошкольных образовательных учреждениях в 2015-2016 году

 

Вид ДОУ категория
высшая первая соответствие без категории
Сельские ДОУ 30 (20%) 73 (48%) 20 (13%) 29 (19%)
Городские ДОУ 260 (22%) 502 (43%) 75 (7%) 327 (28%)

 10 1

Сравнительный анализ аттестации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений за 2014-2016 учебные года

 

год Городские ДОУ Сельские ДОУ
в I c б/к в I с б/к
2014-15 19% 34% 6% 37% 18% 32% 9% 34%
2015-16 22% 43% 7% 28% 20% 48% 13% 19%

 

11 1

Анализ кадровой системы педагогических работников сельских и городских дошкольных образовательных учреждений показывает, что уровень профессиональной компетенции педагогов сельских и городских ДОУ примерно одинаков, он равномерно повысился по сравнению с прошлым учебным годом, в то же время заметно снизилось количество педагогов без категории с 37% до 28% в городских детских учреждениях и с 34% до 19% в сельских дошкольных учреждениях.

 

Повышение квалификации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений

городского округа Мытищи в 2015 - 2016 учебном году

 

В 2015-2016 учебном году было принято 4 заявления на отказ от проведения процедуры аттестации: 2 заявления в связи с увольнением педагогического работника и 2 заявления по состоянию здоровья.

Прошли обучение на курсах переподготовки 50 человек. Получили второе профессиональное образование 18 человек.

В тоже время по результатам экспертизы 7 педагогам было рекомендовано получить дополнительное  профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика», «Физкультура и спорт».

Также 0 баллов за курсовую подготовку и рекомендации пройти курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 часов, по результатам экспертизы получили 9 человек.

Курсы повышения квалификации 300 баллов за курсовую подготовку

Второе профес -

сиональное образование

Пере -

подготовка

отказ
246 0 18 50 4

 

должность Рекомендации по КПК Рекомендации по образованию
воспитатель 8 2
инструктор по ФИЗО   3
музыкальный руководитель 1 1
педагог-психолог   1
всего 9 7

1. Основной проблемой этого учебного года, стала проблема переквалификации педагогических работников в соответствии с требованиями  Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ № 761 от 26.08.2010г). Особенно это относится к таким должностям как воспитатель, инструктор по физической культуре (изменились требования к образованию по направлению физкультура и спорт) и музыкальный  руководитель (образование по направлению педагогика и образование). На данном этапе руководители дошкольных образовательных учреждений для аттестации этих специалистов представляют ходатайства в аттестационную комиссию по аттестации педагогических работников и направляют педагогов на переквалификацию в высшие и средние специальные учебные заведения.

2. Анализ аттестации на соответствие занимаемой должности показывает, что данный вид аттестации нуждается в дополнительном разъяснении и мониторинге организации в ДОУ.

В целом организацию и проведение аттестации педагогических и руководящих работников в 2015 – 2016 учебном году можно признать успешной.

Рекомендации:

  1. Заместителям заведующих (координаторам по организации и проведения аттестации в ДОУ) уточнить и скоординировать перспективный план аттестации и план аттестации на следующий учебный год.
  2. Продолжить работу по разъяснению нормативно-правовой базы по аттестации педагогических и руководящих работников, организовать своевременное ознакомление сотрудников с изменениями в документах.
  3. Работу по организации и проведения аттестации педагогических и руководящих работников осуществлять в соответствии с перспективным планом.
Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
620526
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
Всего
325
989
2748
7116
23137
620526